Журнал.Гранты

Нарицательное название «меценат» происходит от имени римлянина Гая Цильния Мецената, который был покровителем искусств при императоре Октавиане Августе. Знатный римский вельможа, соратник императора Октавиана, прославился тем, что оказывал помощь талантливым поэтам и писателям, преследуемым властью. Он спас от смерти автора бессмертной «Энеиды» Вергилия и многих других деятелей культуры, чьи жизни находились под угрозой по политическим мотивам.

Были в Риме и другие покровители искусства, кроме Гая Мецената. Почему же именно его имя стало нарицательным и превратилось в современный термин? Дело в том, что все остальные богатые благотворители отказались бы заступаться за опального поэта или художника из-за страха перед императором. Но Гай Меценат имел на Октавиана Августа очень сильное влияние, и не боялся идти против его воли и желания. Он спас Вергилия. Поэт поддерживал политических противников императора и из-за этого впал в немилость. И единственный, кто пришел ему на помощь, – Меценат. Поэтому имя остальных благодетелей затерялось в веках, а он навсегда остался в памяти тех, кому бескорыстно помогал всю жизнь.

Почему люди становились меценатами?

Главной движущей силой здесь выступали следующие причины – высокая нравственность, мораль и религиозность меценатов. Представители купечества и дворянства видели в меценатстве миссию, возложенную Богом или судьбою.  Общественное мнение активно поддерживало идеи сострадания и милосердия. Правильные традиции и религиозное воспитание привели к такому яркому явлению в истории России, как расцвет меценатства в конце XIX – начале XX веков.

История возникновения благотворительности и меценатства в России.

Благотворительность и меценатство в России имеют давние и глубокие традиции. Связывают их в первую очередь со временем появления в Киевской Руси христианства. В то время благотворительность существовала в качестве личной помощи нуждающимся. Начало благотворительности положил князь Владимир, официально обязав заниматься церковь и монастыри общественным присмотром.

История меценатства в России начинается с конца XVIII века, когда оно становится одной из форм благотворительности.

Дмитрий Михайлович Голицын (1721—1793)

Князь Дмитрий Михайлович Голицын — русский офицер и дипломат из рода Голицыных. В 1760-1761 гг. исполнял обязанности посла в Париже, а затем был отправлен послом в Вену, где сыграл большую роль в улучшении отношений российского двора с императором Иосифом II. Одним из первых среди русских он увлёкся собиранием полотен старых мастеров (художников Западной Европы, работавших до начала XVIII столетия).

Д. М. Голицын был известным благотворителем. 850 тысяч рублей, доходы от двух имений в 2 тыс. душ и свою картинную галерею он завещал на устройство и содержание больницы в Москве. Его воля была осуществлена двоюродным братом — князем А.М. Голицыным. Больница до 1917 года содержалась на средства князей Голицыных.

Сергей Григорьевич Строганов (1794–1882)

Сергей Григорьевич Строганов был русским государственным деятелем, а также коллекционером и меценатом. Он стал учредителем художественной школы, куда принимали всех талантливых детей, вне зависимости от их происхождения и сословия.

Интересно, что она существует и сейчас, являясь одним из старейших художественных учреждений России. Нынешнее ее название — МГХПА им. С. Г. Строганова.

Интересен факт, что Строганов был не только почетным членом многих высших учебных заведений, но еще и главным воспитателем императора Александра III.

В 1859 году основал Московское археологическое общество. Являлся председателем Императорской Археологической комиссии, располагавшейся в его петербургском дворце в течение 23 лет. По высочайшему поручению граф руководил многотомным изданием «Древностей Российского государства», выходившим в свет в 1837-1874 гг. На средства графа был отреставрирован Дмитриевский собор во Владимире. Строганов являлся автором ряда опубликованных работ по истории древнерусской архитектуры и археологии.

Состоял членом комиссии по строительству  Храма Христа Спасителя в Москве.

Занимался нумизматикой, оставил богатые коллекции русских монет и старинных икон.

Александр Людвигович Штиглиц (1814-1884)

Александр Людвигович Штиглиц — крупнейший российский финансист и известный русский меценат. Сын придворного банкира, он в 1860 году стал управляющим Госбанка России.

Штиглиц спонсировал многие образовательные проекты российских деятелей культуры. Но наиболее значимым его пожертвованием считается учреждение на его средства в Петербурге Центрального училища технического рисования.

Здесь могли обучаться и мужчины, и женщины. Кроме того, при училище была оборудована великолепная библиотека и музей. Потратив на создание этого заведения более 1 млн. рублей, Штиглиц по праву считал его своим любимым детищем.

Теперь бывшее училище технического рисования Штиглица зовется Мухинским.

Козьма Терентьевич Солдатёнков (1818-1901)

Козьма Терентьевич Солдатёнков — российский меценат, который по официальным данным за свою жизнь пожертвовал около пяти миллионов рублей. Все началось с того, что в 1850-х гг. он распорядился выдавать из собственных средств пособия всем жителям деревни Прокунино. Солдатёнков делал это в память о своих предках. Пособия выдавались каждой девушке, когда она выходила замуж, и каждому парню, когда он отправлялся на службу в армию.

Потомок крепостных крестьян Козьма Солдатёнков открывает в 1866 году богадельню и посвящает это событие отмене крепостного права 19 февраля 1861 года. Солдатенков поддерживал книгоиздание. Меценат был одним из покровителей Румянцевского музея и Московского университета. Свою коллекцию картин Солдатенков завещал Румянцевскому музею.

Солдатенков владел большим собранием предметов искусства и картин, которое насчитывало 258 картин, 17 скульптур, а также множество гравюр и книги. Он регулярно спонсировал больницы, дома для вдов и сирот.  

Меценат выделил два миллиона рублей на создание бесплатной больницы для бедных, работники которой не обращали внимания на звания, сословия и религии. Эту больницу достраивали уже после смерти мецената. Ее назвали Солдатенковской, и в 1920 году переименовали в Боткинскую.

Гаврила Гаврилович Солодовников (1826-1901)

Гаврила Гаврилович Солодовников был купцом и российским меценатом. Именно он стал автором самого крупного в истории России пожертвования. Его состояние составляло около 22 миллионов рублей, 20 из которых Солодовников потратил на нужды общества. 

Родился Гаврила Гаврилович в семье торговца бумагой. В 20 лет Солодовников уже стал купцом первой гильдии, а в 40 лет заработал свой первый миллион. Дела свои Солодовников вел пусть и не совсем чисто, но совесть свою успокоил, составив известное завещание: почти все состояние купца пошло на благотворительность. Именно Солодовников сделал первый взнос на строительство Московской консерватории. Вклада в 200 тысяч рублей хватило на сооружение роскошной мраморной лестницы. Усилиями купца на Большой Дмитровке был построен концертный зал с театральной сценой, где можно было ставить балеты и феерии. Сегодня он стал Театром оперетты, а тогда там разместилась Частная опера другого мецената, — Саввы Мамонтова. 

Солодовников хотел стать дворянином. Задавшись этой целью, он решил построить в Москве полезное общественное заведение. Благодаря меценату в городе появилась Клиника кожных и венерических болезней, оснащенная всем необходимым. Сегодня в ее помещении располагается Московская медицинская академия имени И. М. Сеченова. Тогда же в название клиники имя благодетеля отражено не было. 

По завещанию купца его наследникам осталось около полумиллиона рублей, оставшиеся же 20 147 700 рублей были пущены на благие дела. Треть капитала пошла на обустройство земских женских училищ в ряде губерний, другая треть — на создание профессиональных школ и приюта для бездомных детей в Серпуховском уезде, а оставшаяся часть — на строительство домов с дешевыми квартирами для бедных и одиноких людей. Благодаря завещанию мецената в 1909 году на 2-й Мещанской улице появился первый дом «Свободный гражданин» с 1152 квартирами для одиноких людей. Там же был построен дом «Красный ромб» с 183 квартирами для семей. У этих домов были черты будущих коммун: свои магазин, столовая, прачечная, баня и библиотека.

Третьяковы Павел Михайлович (1832-1898) и Сергей Михайлович (1834-1892) 

Состояние братьев Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых составляло более восьми миллионов рублей, три из которых они пожертвовали на искусство. Братья владели Большой Костромской льняной мануфактурой. При этом Павел Михайлович вел дела на самих фабриках, а Сергей Михайлович общался с зарубежными партнерами. Такое разделение было обусловлено разницей в характере братьев. Если старший брат был замкнутым и нелюдимым, то младший обожал светские рауты и общение в публичных кругах. Оба Третьякова собирали картины. При этом Павел предпочитал русскую живопись, а Сергей - иностранную, главным образом современную французскую. Когда он оставил пост московского городского главы, то даже обрадовался, что исчезла необходимость проводить официальные приемы. Ведь это давало возможность тратить больше на картины. Всего Сергей Третьяков потратил на живопись около миллиона франков или в пересчете на рубли — 400 тысяч.

Уже в юном возрасте у братьев появилось желание сделать дар своему родному городу. В 28 лет Павел решил завещать всё свое состояние на создание галереи русского искусства. К счастью, жизнь его оказалась довольно долгой, и в результате предприниматель смог потратить на приобретение картин более миллиона рублей. Галерея Павла Третьякова стоимостью в два миллиона, да еще и недвижимость (дом младшего брата Сергея Михайловича Третьякова) были переданы в дар городу Москве. 

Коллекция Сергея Третьякова была не так велика: всего 84 картины. Однако оценивалась она в полмиллиона рублей. Свое собрание он завещал именно старшему брату, а не жене. Сергей Михайлович опасался, что его супруга не захочет расставаться с ценной коллекцией. Когда в 1892 году Москве был подарен художественный музей с собранием картин, его назвали Городской галереей братьев Павла и Сергея Третьяковых. Интересно, что после посещения собрания Александром III, тот предложил старшему брату Третьякову дворянство. Однако Павел Михайлович от такой чести отказался, заявив, что хочет умереть купцом. Сергей Михайлович, ставший действительным статским советником, это предложение, скорее всего, принял бы. Помимо своей галереи Третьяковы содержали училище для глухонемых, помогали вдовам и сиротам живописцев, поддерживали Московскую консерваторию и художественные училища. На свои деньги и на своем участке в центре столицы братья создали проезд, чтобы улучшить транспортное сообщение в Москве. С тех пор название Третьяковская сохранилось в названии и самой галереи, и созданного купцами проезда.

Юрий Степанович Нечаев-Мальцов (1834-1913)

Юрий Степанович Нечаев-Мальцов — русский меценат, дипломат и фабрикант. В 46 лет он неожиданно для самого себя стал хозяином целой сети стекольных заводов. Их он получил от своего дяди-дипломата Ивана Сергеевича Мальцова. Тот оказался единственным, кто выжил во время разгрома русской миссии в Иране (тогда же был убит русский дипломат, поэт Александр Сергеевич Грибоедов). После возвращения из Персии дипломат решил заняться семейным бизнесом.

Получив в 1880 году от своего дяди Ивана Сергеевича Мальцова наследство, будущий меценат добавил к своей фамилии дядину, в результате чего и получилась двойная фамилия Нечаев-Мальцов. 

Он финансировал создание многих ремесленных школ для детей из бедных семей, а также спонсировал медицинские учреждения.

Нечаев-Мальцов основал в городе Владимире Техническое училище имени Ивана Сергеевича Мальцова. Тогда оно считалось одним из лучших в Европе по техническому оснащению. Сегодня это Владимирский авиамеханический колледж.

Музей изящных искусств в Москве построен тоже за его счет. Интересно, что сам меценат не искал славы. Напротив, все 10 лет, когда шло строительство, он действовал анонимно. Нет возможности перечислить все благотворительные проекты Нечаева-Мальцева, так как их очень много. В их числе храмы, богадельни в различных городах России и музеи. На его деньги на Шаболовке появилась богадельня, а на Куликовом поле церковь в память о погибших на поле боя.


Савва Иванович Мамонтов (1841-1918) 

Савва Иванович Мамонтов — "московский Медичи", меценат и предприниматель. Вошел в историю главным образом потому, что оказывал существенную поддержку многим художникам. При этом Мамонтов не увлекался коллекционированием.

Главная предпринимательская деятельность Саввы Морозова заключалась в строительстве железных дорог. Искусство же было его страстью. 

Ни родственники, ни директоры железной дороги, ни инженеры не понимали его меценатства и не поддерживали его в этих странных для рационального предпринимателя начинаниях.

Интересен тот факт, что свое поместье в Абрамцево он превратил в художественную школу. Здесь подолгу жили и работали русские художники И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Васнецов, В. А. Серов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, В. Д. Поленов и Е. Д. Поленова, К. А. Коровин, а также певец Ф. И. Шаляпин, режиссер К. С. Станиславский, композиторы С. В. Рахманинов, Н. А. Римский-Корсаков и другие. Многим художникам Мамонтов оказывал существенную поддержку.

Савва Иванович Мамонтов — это пример удивительного человека, который сделал для России очень многое, но к концу жизни испытал горе и бедность. Потратив на меценатство огромные суммы денег, он влез в кредиты, которые так и не смог отдать. Его посадили в тюрьму на несколько месяцев, при этом все его имущество было описано и распродано в счет погашения задолженностей. Мамонтов умер после длительной болезни в скромном доме у Бутырской заставы в Москве. Казалось бы, о нем никогда больше не будут вспоминать, на могилу Мамонтова принесли лишь четыре венка. Но к концу 20-го века его заслуги как мецената были по достоинству оценены, а имя почтительно произносят искусствоведы во всем мире. 

Сергей Иванович Щукин (1854-1936)

Сергей Иванович Щукин — московский купец, коллекционер предметов искусства. Щукин был известным коллекционером новой западной живописи — по определению искусствоведа и теоретика искусства И. Э. Грабаря «искусства живого, активного, действенного, искусства сегодняшнего дня» — и собрал первую в России и одну из лучших в мире коллекцию картин импрессионистов и постимпрессионистов, предугадав их будущее значение.

Первые покупки произведений импрессионистов С. И. Щукин сделал в Париже в Салоне Национального общества изящных искусств, затем на парижских выставках, непосредственно в ателье у художников, а также через парижских торговцев антиквариатом П. Дюран-Рюэля, А. Воллара, Д. Канвейлера. Среди художников-импрессионистов, чьи полотна составили основу коллекции С. И. Щукина, был Клод Моне, Эдгар Дега, Огюст Ренуар, а также постимпрессионистов: Поля Гогена, Поля Сезанна, Винсента ван Гога. За неполных 20 лет С. И. Щукин приобрел 266 полотен. Безупречный вкус, незаурядная интуиция позволили ему создать первоклассное собрание мирового значения.

Московский коллекционер не собирался скрывать приобретенные им полотна от широкой публики. С 1909 года С. И. Щукин открыл свой особняк для посещения всех, кто желал ознакомиться с его коллекцией.

Петр Иванович Щукин (1857-1912)

Пётр Иванович Щукин родом из купеческой старообрядческой семьи. Сын известного в Москве фабриканта — старообрядца Ивана Васильевича Щукина. Брат Дмитрия, Николая, Ивана и Сергея Щукиных.

С начала 1890-х гг. его захватило коллекционирование памятников отечественной истории и определило основное содержание будущего музея мецената. Щукин приобретал старинные предметы не только на ярмарках в Нижнем Новгороде, Киеве и других городах России, но и у антикваров Европы, о чём свидетельствует его переписка.

В коллекции Петра Ивановича Щукина были как целые собрания — Г. А. Брокара, Г. Д. Филимонова, В. Г. Сапожникова, М. И. Тюлина, А. В. Комарова, — так и отдельные предметы из коллекций князя В. А. Долгорукова, князя Л. С. Голицына, А. А. Мартынова, П. О. Карелина, К. С. Мазырина.

В 1905 году Щукин подарил свою богатую коллекцию Российскому Историческому музею в Москве.

Савва Тимофеевич Морозов (1862-1905)

Савва Тимофеевич Морозов — известный русский меценат и крупнейший предприниматель своего времени. Занимался культурной и социальной благотворительностью. На своих фабриках он ввел оплату по беременности и родам работающим женщинам, выделял стипендии молодым людям, обучавшимся в стране и за рубежом. Известно, что на его предприятиях рабочие были более грамотными и образованными. Помогал он и нуждающимся студентам Московского университета. Морозов был поклонником Московского художественного театра и жертвовал немалые средства на его развитие. Для театра Морозов купил особняк и обустроил его по последнему слову театральной техники: здесь впервые в России появилось осветительное оборудование. Известный режиссер Станиславский сказал как-то меценату: «Я радуюсь, что русский театр нашёл своего Морозова подобно тому, как художество дождалось своего Третьякова».

Морозов был чрезвычайно образованным человеком. Окончив естественное отделение физико-математического факультета Императорского Московского университета, он получил диплом химика и поддерживал связь с российским ученым-энциклопедистом, знаменитым химиком Дмитрием Ивановичем Менделеевым.

Алексей Александрович Бахрушин (1865—1929)

Алексей Александрович Бахрушин — русский меценат, купец, известный коллекционер, основатель знаменитого театрального музея, который он передаст Академии наук в 1913 году.

Купца Алексея Бахрушина называли в Москве «профессиональным благотворителем».

Алексей Александрович так же был собирателем разных предметных коллекций, причем интерес именно к театральной старине пробудился у него не сразу. Афиши, программки спектаклей, фотопортреты актеров, наброски костюмов, личные вещи артистов — все это собиралось в доме Бахрушина и стало его страстью. 29 октября 1894 года Бахрушин представил общественности целую выставку театральных коллекций. Именно этот день Бахрушин считал днем основания Московского литературно-театрального музея. Он старался наиболее полно представить историю русского театра от самого его зарождения. Он организовал «Бахрушинские субботы», которые пользовались большой популярностью у актеров и театралов. У него бывали А. Южин, А. Ленский, М. Ермолова, Г. Федотова, Ф. Шаляпин, Л. Собинов, К. Станиславский, В. Немирович-Данченко. В его собрании, постепенно ставшем обширным и многообразным, было три раздела: литературный, драматический и музыкальный. Со временем А. А. Бахрушин стал задумываться о судьбе своих богатств. Ему очень хотелось, чтобы вся Москва имела к ним доступ. Но когда он предложил передать свой музей в собственность Московского городского самоуправления, руководители города, лишь заслышав об этом, стали отмахиваться от такого предложения. Заинтересовалась уникальной коллекцией только Академия наук. Четыре года ушло на то, чтобы уладить формальности, и только в ноябре 1913 года состоялась передача музея Академии наук. 

Театральный музей существует и сегодня. Здесь по-прежнему собирают все, что связано с искусством театра. И так же как раньше, актеры, режиссеры и художники приносят в дар музею новые экспонаты.

Мария Клавдиевна Тенишева (1867-1928)

Княгиня Мария Клавдиевна Тенишева вела активную просветительскую деятельность. При Брянском рельсопрокатном заводе, которым руководил ее муж, она открыла ремесленные училища для детей рабочих, вечерние курсы и клуб. В своем имении в Талашкино, где народные умельцы возрождали традиционные ремесла, княгиня создала бесплатную художественную студию, где молодые люди готовились к поступлению в петербургскую Академию художеств. Здесь же она открыла керамическую, вышивальную и красильную мастерские, мастерскую мебели, художественной ковки и резьбы по дереву, в которых с деревенскими мастерами трудились представители художественной элиты, например, художники Сергей Малютин, Николай Рерих, Валентин Серов, Константин Коровин. 

В ее коллекцию вошли национальные костюмы, украшенные смоленскими вышивальщицами, посуда, расписанная в традиционных техниках, русские музыкальные инструменты, декорированные знаменитыми художниками, керамика. Позже это собрание стало основой музея «Русская старина» в Смоленске. Сейчас оно хранится в Смоленском музее изобразительных и прикладных искусств имени С. Т. Коненкова.

Михаил Абрамович Морозов (1870-1903)

Михаил Абрамович Морозов — крупнейший меценат своего времени. На его средства были учреждены Институт злокачественных опухолей (в настоящее время в здании размещается Московский научно-исследовательский онкологический институт имени П. А. Герцена), зал греческой скульптуры в Музее изящных искусств. 

Морозов регулярно оказывал финансовую поддержку консерватории, молодым художникам из Строгановского училища, артистам и музыкантам. В коллекции М. А. Морозова начитывалось 60 икон, 10 скульптур и около 100 картин, среди которых произведения современных французских и русских художников. 

Михаил Абрамович Морозов — продолжатель династии меценатов Морозовых, купец, предприниматель, коллекционер западноевропейской и русской живописи, скульптуры. Он старший сын известного московского купца Абрама Абрамовича Морозова и Варвары Алексеевны Морозовой (Хлудовой), старший брат коллекционера и мецената Ивана Абрамовича Морозова, муж знаменитой меценатки и хозяйки московского литературно-музыкального салона Маргариты Кирилловны Морозовой, отец Михаила Михайловича Морозова (Мики Морозова), учёного-шекспироведа и пианистки Марии Михайловны Морозовой (Фидлер). Потомственный почётный гражданин. Директор Товарищества Тверской мануфактуры, гласный Московской городской думы, почётный мировой судья, председатель купеческого собрания, коллежский асессор. А также директор Русского музыкального общества.

Иван Абрамович Морозов (1871-1921)

Иван Абрамович Морозов пополнил перешедшую ему по наследству после брата Михаила Абрамоича Морозова коллекцию большим количеством картин импрессионистов и постимпрессионистов. 

После революции собрание было национализировано и на его основе организован Второй Музей нового западного искусства (основу Первого Музея составило собрание Сергея Щукина). В 1940 году коллекция была расформирована частично в Музей изобразительных искусств, частично — в Эрмитаж. В коллекции Ивана Морозова находились знаменитые картины «Девочка на шаре» Пабло Пикассо, "Красные виноградники в Арле" Винсента ван Гога, "Женщина, держащая плод" Поля Гогена.

Федор Павлович Рябушинский (1886–1910)

Федор Павлович Рябушинский родился в московской купеческой семье, сын Павла Михайловича Рябушинского. Самый младший из восьми братьев Рябушинских, российских промышленников и финансистов. 

Федор Павлович оставил о себе память как инициатор и организатор научной экспедиции по изучению Камчатки.

На Камчатскую экспедицию Рябушинский пожертвовал 200 000 рублей. По его мысли, целью экспедиции было подробное и разностороннее исследование полуострова Камчатки. Для этого в экспедиции необходимо было участие значительного числа специалистов, выбор которых и определил успех задуманного Федором Павловичем дела. По завещанию Федора Павловича все материалы и коллекции, добытые снаряженною им экспедицией для исследования Камчатки, передавались Русскому Географическому обществу для музея.

Сергей Иванович Зимин (1875-1942)

Сергей Иванович Зимин — российский меценат, театральный деятель, основатель театра «Оперы Сергея Зимина», ведущего частного театра начала XIX века.

Родился в купеческой семье, сын основателя «Товарищества Зуевской мануфактуры И. Н. Зимина» Ивана Никитича Зимина. В 1904 году Зимин создает свой театр «Оперы Сергея Зимина». Репертуар театра состоял из опер П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, А. С. Даргомыжского. На сцене театра пел Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, знаменитый итальянский певец М. Баттистини, танцевала легендарная балерина М. Ф. Кшесинская. Основным направлением театра оставалась мамонтовская традиция постановки опер русских авторов. Ежегодно в театре осуществлялись постановки шести — восьми новых опер.

В том же 1904 году Зимин открывает Музей оперного театрального искусства. Основу экспозиции музея составили работы художников «Оперы Сергея Зимина»: Фёдора Федоровского, Ивана Билибина, Петра Кончаловского, Николая Рериха. Позднее коллекции этого музея войдут в фонды современного Государственного центрального Театрального музея имени А. А. Бахрушина и Государственной Третьяковской галереи.

В 1917 году «Опера Сергея Зимина» и Музей оперного театрального искусства были национализированы. Театр получил новое название: Театр Совета рабочих депутатов. Уже в 1922 году Сергей Иванович Зимин возрождает свой театр и учреждает «Первую свободную оперу С. И. Зимина». За два года работы «Первая свободная опера» ставит более 20 опер. В 1924 году новая опера Зимина была расформирована, артисты подверглись судебному преследованию, но полностью оправданы после следствия. В 1925 г. опера опят получает новое имя — Экспериментальный театр, который с 1936 года становится филиалом Большого театра. Сергей Зимин жил в здании своего театра на Кузнецком мосту в Москве до своей смерти в 1942 году.

Варвара Алексеевна Морозова (1848-1917)

Варвара Алексеевна Морозова – российская меценатка, благотворительница, предпринимательница. Родилась в семье московского купца Алексея Ивановича Хлудова. В 1864 году выходит замуж за Абрама Абрамовича Морозова, одного из совладельцев Тверской мануфактуры.

Варвара Алексеевна одна из наиболее известных московских благотворительниц. 

В своем завещании Абрам Абрамович Морозов оставил своей жене, кроме всего прочего, полмиллиона рублей, – именно на благотворительность. После смерти мужа Варвара Алексеевна построила Психиатрическую клинику имени А. А. Морозова (открылась в 1887 году). Позднее эта клиника была переименована в Клинику психиатрии имени С. С. Корсакова. Морозова жертвует 150 тысяч рублей – своей Психиатрической клинике на Малой Пироговской, еще столько же – Ремесленному училищу для бедных; остальные деньги: 10 тысяч Рогожскому женскому начальному училищу, 50 тысяч на Тургеневскую читальню, на земские и сельские школы, приют для нервных больных, Раковый институт имени Морозовых на Девичьем поле, благотворительные заведения в Твери и санаторий в Гаграх для больных туберкулезом рабочих.

Морозова жертвовала Кустарному музею, также приличная сумма была пожертвована ею на переезд в Канаду духоборов, пользовавшихся сочувствием Льва Толстого. Значительные суммы были пожертвованы ею на нужды Московского университета. На средства Морозовой осуществлялось издание газеты «Русские ведомости», выходившей в Москве с 1863 года по 1918 год. В газете в разное время сотрудничали Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, М. Е. Салтыков-Щедрин, М. О. Гершензон, В. А. Гиляровский, В. И. Немирович-Данченко, А. Ф. Фортунатов, П. И. Чайковский.

У благотворительной деятельности Варвары Алексеевны была одна особенность: желавшие получит от нее помощь на начинания культурного порядка, далекие, по ее мнению, от народных нужд, неизменно терпели неудачу. Морозова, например, всегда отказывала Станиславскому, просившему денег на Художественный театр; отцы-основатели МХТ долго не могли простить ей этого. К счастью, это недоразумение было исправлено Саввой Морозовым, кузеном ее покойного мужа.

Зато Варвара Алексеевна устроила в Москве общедоступную читальню и присвоила ей имя И. А. Тургенева (автора не только модных романов того времени, но и программы «Общества по распространению грамотности и просвещения»). Морозова профинансировала строительство, а затем и покупку книг для первой в России бесплатной библиотеки-читальни, открытой в 1885 году на площади у Мясницких ворот.

Наверх