Культурный краудфандинг: как это работает
Новости
calendar07.06.2022
Поделиться:

Культурный краудфандинг: как это работает

Для многих культурных проектов «народное» финансирование может стать хорошим подспорьем при реализации идей, на которые не хватает денег. Краудфандинг позволяет в сжатые сроки собрать финансирование для проекта через краудфандинговую платформу в интернете. В России инструментами краудфандинга успешно пользуются Евгений Гришковец и группа «Бигуди», продюсеры художественного фильма «28 панфиловцев», группа «Алиса», Виталий Дубинин из группы «Ария» и многие другие. Шоумен Павел Воля собрал финансирование для издания своих книг на краудлендинговой платформе Co-Fi. Как это работает?

Учреждение культуры или физическое лицо (фаундеры) представляют свой проект на краудфандинговой или краудлендинговой площадке в интернете, устанавливают срок сбора средств и приглашают всех желающих, зарегистрированных на данной площадке (донаторов), принять участие в финансировании конкретного проекта.

→ Краудфандинг

Если донаторы действуют безвозмездно и/или получают небольшой подарок за свои взносы (например, постер с автографом артиста или сувенир), речь идет о краудфандинге.

Примеры популярных краудфандинговых площадок в России, подходящих для реализации культурных проектов:

Boomstarter.ru

Planeta.ru

→ Краудлендинг

Если донаторы предоставляют проекту денежный займ и получают какую-либо финансовую выгоду после реализации (которая выражается в процентах с выручки, продажи билетов, продажи тиража изданной книги, рекламы или каких-либо правах на культурный продукт), речь идет о краудлендинге.

Пример популярной краудлендинговой площадки в России, подходящей для реализации культурных проектов:

Cofi.ru

→ «Закон о краудфандинге»

С 1 января 2020 года в России вступил в силу Федеральный закон № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ», в народе известный, как «Закон о краудфандинге». Данный закон регулирует процесс реализации проектов при помощи «инвестиционного краудфандинга», - например, краудлендинга. На простой краудфандинг, который не предполагает получение прибыли для донаторов проекта, и, следовательно, на работу таких краудфандинговых площадок, как planeta.ru или boomstarter.ru, он не влияет. 

Не стоит с уверенностью утверждать, что инструменты краудфандинга используют в основном начинающие деятели культуры и искусства или проекты с каким-либо нишевыми характеристиками. Крупные коммерческие компании и государственные структуры тоже иногда участвуют в краудфандинге: поддерживают интересные и перспективные проекты, а также улучшают свой деловой имидж. Ведь основными характеристиками краудфандинга являются открытость, прозрачность, социальная ответственность. Так на краудфандинговой платформе Boomstarter.ru некоторые проекты получили поддержку от МТС, Департамента культуры г. Москвы, ВЭБ.

«Краудфандинг — один из самых доступных способов начать свое дело. Хорошо подходит творческим, общественным проектам. Мы рады, что сделать краудфандинг популярным помогает и государство. Например, совместный проект с Департаментом культуры Москвы позволил получить миллионы на финансирование для социально-значимых инициатив, за которые проголосовали пользователи Boomstarter.ru. Краудфандинг интересен даже крупнейшим участникам рынка традиционных финансов. Вместе с банком ВЭБ.РФ мы сделали телевизионное шоу, на котором отобрали передовые стартапы со всей России и помогли им найти инвесторов, а также поддержку от российских институтов развития», - комментирует Мария Балмфорт, директор краудфандинговой платформы Boomstarter.ru.

На краудфандинговых платформах можно встретить звезд и известных деятелей искусства. Евгений Гришковец и его краудфандинговые кампании на Planeta.ru  – пример успеха. Именно через краудфандинговую платформу была собрана необходимая сумма для создания декораций и видеоверсии спектакля «Шёпот сердца», тиражирования иллюстрированной книги «Прощание с бумагой», видеоверсии спектакля Гришковца и группы «Бигуди».

Фильм «28 панфиловцев» — это тоже краудфандинговое чудо, объединившее людей в далеком 2013 году. Продюсер, сценарист и режиссер фильма Андрей Шальопа начинал сбор средств на съемку тизера на российской краудфандинговой платформе Boomstarter.ru. Позднее фильм получит поддержку студии Gaijin Entertainment и субсидию Республики Казахстан. Но самая большая помощь пришла в 2014 году от Минкультуры России: субсидия на производство и прокат фильма составила 32 млн рублей. 

иллюстрация: краудфандинговая платформа Planeta.ru


 
Наверх