Лаборатория научного кино 2.0 – это мультиформатный проект режиссера научного кино Юлии Киселевой и продюсера Лилии Сабировой. Проект включает в себя образовательный курс для участников со всей России, которые прослушают лекции по истории, драматургии, режиссуре и продюсированию научно-популярного кино. В рамках курса состоятся тематические круглые столы и онлайн-дискуссии. В Москве курс завершится практическим треком. В итоге участники кинолаборатории прокачают свои кинематографические навыки, а победители «лабораторного» питчинга получат гранты на съемку своих короткометражных фильмов. Проект реализуется при поддержке Сколковского института науки и технологий, Химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова и Президентского фонда культурных инициатив в рамках инициативы «Инфраструктура для популяризации науки, создание контента» в рамках Десятилетия науки и технологий.
Юлия Киселева – режиссер и продюсер документального кино, сооснователь и художественный руководитель проекта «Лаборатория научного кино 2.0». Победитель и лауреат многочисленных российских и международных кинопремий и смотров. Снимает кино про мозг и не только («Мозг. Вторая Вселенная» (2017), «Робот, я люблю тебя?» (2021), «Чип внутри меня» (2022).
Первое научно-популярное кино в России появляется уже в начале XX века. Свой расцвет и славу оно переживает спустя несколько десятилетий, и связано это с появлением крупнейшего в то время комплекса студий по производству учебных и научно-популярных фильмов «Центрнаучфильм» в 30-е гг. в Москве. За десятилетия своего существования эти производственные студии выпустили на широкий экран 1 392 фильма, а также многочисленные киножурналы (в том числе знаменитые «Наука и техника», «Хочу всё знать»). Также фильмы выпускали «Леннаучфильм», «Школфильм», «Киевнаучфильм», «Союзкинохроника» и другие киностудии. Позднее «Центрнаучфильм» переименовывают в «Центр национального фильма», выпускающий в разы меньше фильмов. Центр просуществовал всего 11 лет. В 2015 году название «Центр национального фильма» исчезает, в студии проводят реорганизацию и присоединяют к Киностудии имени М. Горького. Таким образом появляется старый новый «Центрнаучфильм», являющийся теперь одним из брендов и подразделений знаменитой киностудии. Известными режиссерами научно-популярного кино и популяризаторами науки были Владимир Шнейдеров («Под небом древних пустынь» (1958), «Происхождение жизни» (1953), «Два океана» (1933), телепередача «Клуб кинопутешествий» (1960 - 1988), Александр Згуриди (телепередача «В мире животных» (1968 - 1988), «Тайны природы» (1950), «В песках Средней Азии» (1943), «По следам снежного человека» (1988), «Аборигены Антарктиды» (1981), Борис Долин (киножурнал «Хочу всё знать» (1957 - 2021), «Слепая птица» (1963), «Дом Брема» (1968), «Охота за микробами» (1973), Семен Райтбурт («На берегу озера Иссык-Куль» (1954), «Мозг и машина» (1960), «Математик и черт» (1972), «Что такое теория относительности?» (1964), «Операция Гелий» (1991 - 1993).
Юлия Киселева: Научное кино по сути – это та же документалистика, только мы рассказываем больше не про судьбы людей, а про научные исследования. Но при этом и людей, конечно, тоже не забываем: рассказываем об ученых, показываем испытуемых в экспериментах. В 2014 году мне захотелось снять зрительскую картину и выйти с ней в кинопрокат. Тогда была очень популярна тема исследований мозга, и я подумала, что это может быть интересно для зрителей. Так и получилось.
Фильм «Мозг. Вторая Вселенная» полтора года держался в прокате, и в какой-то момент стало ясно, что есть большой запрос у публики на научно-популярное кино. А мне оно всегда нравилось. Вот я его и снимаю.
До этого я снимала документальное кино на разные социальные темы, а до ВГИКа несколько лет работала журналистом.
Юлия Киселева: У меня есть целая отдельная лекция в Лаборатории, где я рассказываю именно об этом. Если совсем коротко: в игровом кино снимаются актеры и сценарий написан от и до, а предмет исследования документалиста – реальная жизнь, и мы не всегда знаем, куда драматургия фильма нас заведет.
Научное кино чаще всего пользуется методами документалистики. Хотя есть и игровые картины, например, классический фильм «Что такое теория относительности?» Семена Райтбурга 1964 года.
В научном кино мы рассказываем о неком предмете, явлении или исследовании, а в документальном кино главный герой – человек, а не мозг или углеродные нанотрубки. Классификаций довольно много. Проблема классификации – это тема для специалистов, киноведов, исследователей кино.
Портал «Культура. Гранты России»: О каких науках чаще появляется научное кино в России? Почему?
Юлия Киселева: У нас в принципе мало научного кино. Есть отдельные режиссеры, которые снимают на определенные темы. Светлана Быченко снимает о природе, Володя Марин об океанах, морях и их обитателях, у Димы Завильгельского недавно вышло несколько фильмов об археологии, до этого он снимал химиков и физиков. Мне интересные темы, связанные с мозгом, сознанием, восприятием.
Портал «Культура. Гранты России»: Как Вы думаете, почему в России сейчас мало научного кино?
Юлия Киселева: Во-первых, для того, чтобы снимать научное кино, нужно понимать его видовую специфику. Во-вторых, для научного кино требуются в разы большие бюджеты, чем для документального кино. В-третьих, попасть в научные институты и лаборатории – не всегда просто. В-четвертых, ученые не всегда хотят сниматься в кино. Они могут путать документалистов с журналистами и боятся, что про них напишут желтую статью. Да и псевдонаучные фильмы никто не отменял, – они в России существуют.
Юлия Киселева: Почему несовместимых? Научно-популярный – это про науку доступным зрителю или слушателю языком. Вот, кстати, если вернуться к классификациям. Недавно на конференции во ВГИКе Виталий Трояновский предложил делить научное кино на научно-исследовательское кино – на кино как инструмент исследования (так научное кино и возникло: ученым требовалось фиксировать некоторые вещи в своих экспериментах на кинопленку), учебное и научно-популярное.
Вот научно-популярное – для широкого зрителя. То, что можно выпустить на киноэкраны.
Портал «Культура. Гранты России»: Вы думаете, что у слова «научпоп» нет никакой негативной коннотации? Научно-популярное кино в России – это такой развлекательный бизнес (“sciencetainment”) или что-то большее?
Юлия Киселева: Лично я не вижу здесь негативных коннотаций. Но я не уверена, что кино – это бизнес. Это больше про искусство и образование, не про коммерцию. С одной стороны, оно вроде бы и продается, но в России почти нет рынка документального кино и сложно представить, что научный фильм, например, может окупиться.
Фото: Юлия Киселева снимает кино с оператором Сергеем Петригой, 2013 год
Портал «Культура. Гранты России»: Расскажите о Вашем проекте «Лаборатория научного кино 2.0». Вы снимаете фильмы именно в «лаборатории», а не в «мастерской». Что за Лаба такая? В чем смысл?
Юлия Киселева: Свои фильмы я снимаю на киностудии «Риск». А «Лаборатория научного кино 2.0» – это мой проект, который мы делаем вместе с моей коллегой продюсером Лилей Сабировой, и в рамках которого мы сначала объединяли людей, интересующихся научным кино, проводили разные онлайн-встречи со специалистами индустрии и учеными. Все это существовало на общественных началах.
Потом мы придумали большой образовательный проект, получили поддержку Президентского фонда культурных инициатив и сейчас запускаем лекционный курс на все лето – 32 лекции онлайн по драматургии, режиссуре, производству научного кино. К нему, кстати, могут присоединиться все желающие из любых регионов.
Фото: Юлия Киселева снимает кино
Лекции читаю я и ведущие специалисты киноиндустрии: драматург Всеволод Коршунов, оператор Ирина Уральская, кинорежиссер, профессор ВГИКа Борис Караджев, продюсер Галина Сыцко и другие.
А в Москве мы набираем режиссерскую мастерскую, 23 человека, которые будут писать сценарии фильмов совместно с учеными Сколтеха и Химфака МГУ. Лучшим проектам мы дадим грант на съемки короткометражных фильмов, а потом выпустим их на киноэкраны в составе киноальманаха.
Портал «Культура. Гранты России»: Какие специалисты снимают научное кино? Что это за люди?
Юлия Киселева: Научное кино, так как это кино, снимают кинорежиссеры. Всего в Лабораторию подали 361 заявку.
На образовательный курс, кстати, пришло много людей, не связанных ни с кино, ни вообще с медиа – это инженеры, биологи. И это интересно. Понимаете, за 32 лекции и три месяца невозможно научить человека снимать кино с нуля. Да у нас и нет такой задачи.
Я выстроила курс так, чтобы он был неким навигатором: после него человек начнет понимать, что такое научное кино, как его смотреть, а если хочется снимать, – мы дадим алгоритм, с чего начать и куда двигаться.
В мастерскую мы отбираем людей преимущественно с режиссерским образованием, которые уже имеют представление о том, что такое кинематограф, и их мы будем учить снимать именно научное кино. Одна из сложных задач – это переориентироваться с человека на исследования. Легко снимать, когда герой – ученый. А если герой – гибридная фотоника? Мне кажется, к нам идут люди, которые любят сложные задачи.
Кадры из фильма Юлии Киселевой «Чип внутри меня»
Портал «Культура. Гранты России»: Чему конкретно будут учить в рамках Вашей лаборатории?
Юлия Киселева: Начнем с теории и классификаций научного кино, а закончим тем, как продвигать фильм на кинофестивали и готовить премьеру. В принципе образовательный курс может прослушать любой человек, для этого не нужна какая-то специальная подготовка. Но с ребятами из мастерской у нас будет практическая часть. Мы прошли синопсис – и пишем синопсисы. Прошли экспликацию – разрабатываем экспликацию. Потом готовим презентации и выходим на питчинг.
У нас уже сформирован экспертный совет, где, помимо кинематографистов, есть представители научного мира, – например, редактор журнала «Кот Шредингера» Григорий Тарасевич или профессор МГУ имени М. В. Ломоносова и НИУ ВШЭ Михаил Лебедев. Экспертный совет будет выбирать лучшие проекты, которым мы дадим гранты.
Портал «Культура. Гранты России»: Кто является целевой группой научного кино в России и, в частности, Вашего проекта?
Юлия Киселева: Те люди, которым интересно научное кино. У нас есть канал и чат в телеграмме, они так и называются «Лаборатория научного кино 2.0». Мы можем посмотреть, кто там состоит. Это в основном режиссеры, сценаристы, операторы, отборщики и кураторы кинофестивалей, научные журналисты и коммуникаторы, ученые. Еще интересно, что к нам пришли заявки из пяти стран, из более, чем 70 городов.
Портал «Культура. Гранты России»: Ваша Лаборатория получила грант Президентского фонда культурных инициатив. Как Вам помог грант? Страшно было подавать заявку на грант? В общем, легко ли сейчас организовать финансирование для научно-популярного фильма? Кроме грантов, где еще можно добыть деньги на съемки?
Юлия Киселева: Грант помог нам запустить образовательный курс и мастерскую. Все ведь требует бюджета – зарплата лекторов, гранты на съемки, организация. Без гранта мы могли бы только вести каналы в телеграмме и периодически проводить встречи в зуме.
Нет, заявку не страшно подавать, это просто требует большой организации и занимает много времени. Но это мы про Лабораторию говорим. Это все же образовательный проект, несмотря на то, что в его рамках режиссеры снимут 10 короткометражных фильмов.
С полнометражными картинами немного другая история. У нас сейчас в основном три источника финансирования научных фильмов: тот же Президентский Фонд Культурных Инициатив, Министерство культуры Российской Федерации и Институт Развития Интернета.
Я сейчас заканчиваю полнометражную картину про ученого Ивана Пигарёва и его новаторскую «Висцеральную теорию сна». Фильм называется «Как Иван Пигарёв сон изучал», он выйдет в кинопрокат в марте 2024 года. Этот фильм мы делаем с поддержкой Министерства культуры Российской Федерации.
Еще есть краудфандинг. Я запускала в 2015 – 2021 годах шесть краудфандинговых кампаний на фильмы, потому что бюджета Минкультуры России не всегда хватало. Научное кино – это дорого.
Кадры из фильма Юлии Киселевой «Как Иван Пигарёв сон изучал»
Портал «Культура. Гранты России»: Вернемся к высокой материи. Важен ли в научном кино авторский взгляд и авторская интонация? Как она проявляется в фильме?
Юлия Киселева: Да, конечно. Кино – это вид искусства, а авторская точка зрения – это как раз то, что и делает искусство искусством. Вместе с киноязыком, образами, драматургией. В фильм драматургию вкладывает автор. По сути, мы снимаем авторское кино. И в Лабе я учу тому же. С режиссерами мы будем искать их авторскую точку зрения даже на такие объективные вещи, как научные исследования. Иначе кино не получится.
Портал «Культура. Гранты России»: Всегда ли легко режиссеру научного кино общаться со своими героями и экспертами? Можете вспомнить какие-нибудь интересные или, может, смешные истории про работу с учеными и исследователями?
Юлия Киселева: Когда я начала снимать свой первый фильм про мозг – «Мозг. Вторая Вселенная» – многие научные организации отказывали мне с формулировкой «мы не общаемся с журналистами». Я объясняла, что я не журналист, а кинематографист. Я не напишу какую-нибудь желтую статью. В общем, какое-то время пришлось нарабатывать репутацию. И это тоже одна из задач Лабы – научиться коммуникации режиссеров с учеными.
Ученым на самом деле тоже интересно в кино сниматься, если они видят серьезный подход. Они говорят, что им интересно, как режиссер увидит то, чем они занимаются. Иногда режиссер помогает им объяснять некоторые научные процессы, переводить с научного языка на понятный всем.
Интересные истории… Ну например, на фильме «Как Иван Пигарёв сон изучал» у нас была научный консультант Ирина Максимова с факультета почвоведения МГУ, которая для фильма воспроизвела биохимический эксперимент с дрожжами 1870 года.
Для понимания: тогда еще даже чашку Петри не изобрели. Мы понятия не имели, как этот эксперимент показывать. Ирина Аркадьевна занималась им две недели: искала реквизит, читала литературу, ставила сам эксперимент. И он сначала не получался, но в итоге получился.
В целом в фильме он скорее иллюстративный и не так много экранного времени занимает. Можно было бы просто показать, как актриса в костюме XIX века пересыпает что-нибудь из колбы в колбу, но у нас кино документальное, и мы считаем, что реконструкция тоже должна быть достоверной. И, знаете, это совершенно по-другому смотрится, когда все живое и настоящее. Это, конечно, в первую очередь заслуга научного консультанта. Я это еще к тому говорю, что в советское время за каждой научной картиной был закреплен научный консультант, да еще и не один. А у нас такая практика исчезла, и появилось много псевдонаучных, да и просто слабых картин. Эту тему мы тоже поднимаем в нашей Лаборатории 2.0.
И, кстати, 31 мая в Доме кино совместно с Гильдией редакторов Союза кинематографистов проводим круглый стол на тему консультантов и редакторов в научно-популярном кино. Приходите, вход свободный.
Портал «Культура. Гранты России»: Где в России можно «найти» научное кино, кроме больших платформ по типу социальных сетей? Как проходит дистрибуция после создания кинофильма? Как фильмы добираются до своего зрителя?
Юлия Киселева: Я могу только про свои фильмы рассказать, так как занималась их дистрибуцией. Все фильмы я выпускаю в ограниченный кинопрокат, потому что снимаю для киноэкранов.
Еще есть телевидение. «Чип внутри меня», например, показывали по «Первому каналу» в прайм-тайм, сейчас его купил телеканал «Наука». Оба фильма про мозг были на «Культуре». И ОТР показывало несколько картин.
Все мои фильмы есть на онлайн-платформах: IVI, KION, NONFICTION.FILM и т.д. Их показывают в киноклубах, в рамках кинофестивалей в России и за границей.
На самом деле путей много. Сейчас стало сложнее с зарубежными показами. Но в России есть разные пути. В рамках Лаборатории я сделала такую вещь: собрала у коллег научно-популярные фильмы, которые им не жалко было отдать для свободного доступа, и мы разместили их на портале Культура.РФ. На этом же портале есть подборки от Госфильмофонда, где можно посмотреть научные фильмы еще советского времени. Очень интересно, кстати.
Кадры из фильма Юлии Киселевой «Мозг. Вторая Вселенная»
Портал «Культура. Гранты России»: Расскажите о фестивальном движении в сфере научно-популярного кино. Какие есть фестивали? Какую роль играет фестивальное движение для кинематографистов и для популяризации науки?
Юлия Киселева: Наверное, один из старейших фестивалей – это «Мир знаний» в Петербурге. У меня была забавная история. Когда я заканчивала фильм «Мозг. Вторая Вселенная», его одновременно просили «Мир знаний» и «360 градусов» в Москве. Проходили они почти в одно и то же время.
Мы договорились тогда, что премьерой будем считать московский показ на «360 градусах», а на «Мире знаний» – покажем тихо, не афишируя особо. И поехали со Светой Бондаревой, нашим сопродюсером, в Питер.
К фестивалю мы едва успели закончить картину. Не успели даже титры оформить, как хотели. Не проводили никаких фокус-групп. Фильм должны были показывать на открытии, на котором собралось много народу. Люди стояли вдоль стен, не хватало мест. Я впервые показывала научно-популярную картину и думала: а вот как начнут сейчас зрители выходить из зала, – кому нужно на фестивале кино про мозг? Но никто не ушел! Фильм шел 85 минут, и даже те, кто стоял у стены, досмотрели до конца.
Билеты на «Мозг. Вторая Вселенная» в Москве на фестивале «360 градусов» смели буквально моментально. Потом включилось сарафанное радио, фильм долго стоял в прокате в ЦДК, люди на него шли и шли…
Для индустрии фестивали очень важны: и показами, и возможностью пообщаться со зрителями и коллегами. Один из партнеров нашей Лабы, кстати, иркутский фестиваль «Человек и природа». Я ездила туда с фильмом «Робот, я люблю тебя?» Тогда же попросила организаторов устроить фокус-группу моей следующей картине «Чип внутри меня».
Мы собрали коллег и случайных зрителей, посмотрели монтаж картины, обсудили, – и это очень помогло мне завершить картину, улучшить ее.
Также фестивали важны для популяризации научного кино. На премьерном показе фильма «Чип внутри меня» в рамках фестиваля «Future.Doc» одна зрительница сказала: «Спасибо вам, что поменяли мое мнение». Мы в фильме развенчивали мифы о чипировании, рассказывали о нейроимплантатах.
Портал «Культура. Гранты России»: ОК. Фильмы сняты и размещены на платформах. Фестивали проведены. Они добрались до своего зрителя. Что мы получаем в итоге? На Ваш взгляд, какой эффект оказывают научные фильмы на своего зрителя? Как научное кино может повлиять на общество? Какую пользу оно приносит?
Юлия Киселева: Вот как раз в предыдущем вопросе уже затронули эту тему. У кино есть образовательная функция. Также важно, что мы в кино затрагиваем этические и философские вопросы и осмысляем технологии – ту реальность, в которой живем. Технологии развиваются стремительно, не всегда у людей есть время подумать о том, куда они нас приведут. А кино как раз дает эту возможность. Мы также рассказываем о наших замечательных ученых. Может быть, кто-то посмотрит кино и тоже захочет пойти в науку. Пару таких отзывов я слышала после показов.
Портал «Культура. Гранты России»: Как Вы относитесь к научной фантастике в кино? У Вас есть любимые научно-фантастические фильмы?
Юлия Киселева: "Интерстеллар". Очень его люблю.
Портал «Культура. Гранты России»: Технический вопрос. С точки зрения соблюдения интеллектуального права, – в сфере научного кино сложнее работать? Есть ли тут какие-нибудь подводные камни?
Юлия Киселева: Ровно так же, как и в любом другом кино. Искали для фильма «Чип внутри меня» правообладателя хроники 60-х годов, где ученый Хосе Дальгадо проводил эксперименты с быком: останавливал несущегося быка нажатием кнопки на пульте управления (включал стимуляцию мозга электродом). Хроника довольна известная, а правообладателя не смогли найти. Писали в университеты Испании, США, в фильмотеки. Всё бесполезно было. В итоге просто сделали графику вместо хроники. Но такое случается на любом проекте, не только в научном фильме.
Еще одна интересная история. Герой фильма «Как Иван Пигарёв сон изучал», профессор Иван Пигарёв вместе с коллегами-учеными из ИППИ РАН в 70-е годы строил яхту. Строили всей лабораторией. Строили семь лет. Cпустили ее на воду, отплавали сезон. Потом сломали. И снова пытались восстановить много лет. Яхта стояла на даче Пигарёвых, а мимо нее на свою дачу ездил Никита Сергеевич Михалков. Смотрел много лет на это строительство. В итоге попросил композитора Эдуарда Артемьева и свою маму, поэта Наталью Петровну Кончаловскую, написать песню. Так появилась «Песня о корабле»: «Лодку большую прадед наш решил построить для внуков…».
Этой песней начинается фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих». Песня известная, но мало кто знает, что ее истоки – в лаборатории нейрофизиологии ИППИ РАН. Хотим использовать ее в фильме. Сейчас договариваемся с правообладателями, и это немалая такая часть бюджета – покупка авторских прав. Наверное, для игровой картины с большим бюджетом это не так чувствительно, но у нас маленькие бюджеты. Приходится постоянно выкручиваться.
Научное кино снимается ровно так же, как и все другие картины: мы работаем и с художниками-постановщиками, и с графиками. Разве что актеров у нас нет. И то, – в фильме про профессора Пигарёва есть, потому что в одном из эпизодов мы делали реконструкцию.
Портал «Культура. Гранты России»: Как можно использовать искусственный интеллект при съемках научно-популярного кино? Или лучше этого не делать?
Юлия Киселева: Мы тут взяли теорию сна Пигарёва, открыли PeopleAI и спросили у «Ивана Павлова», что он думает про эту теорию. Получили довольно любопытные ответы. Но в фильме не использовали, у нас и так много переплетений разных линий. Искусственный интеллект просто не поместился в фильме.
Портал «Культура. Гранты России»: Что самое сложное в Вашей работе?
Юлия Киселева: Найти деньги на кино.
Портал «Культура. Гранты России»: Что бы Вы пожелали себе и другим российским режиссерам научного кино в России?
Юлия Киселева: Терпения, развития и веры в лучшее.
Кадр из фильма Юлии Киселевой «Мозг. Вторая вселенная»
Сайт научных фильмов Юлии Киселевой: brain-film.ru
Лаборатория научного кино во Вконтакте: https://vk.com/laba20
Чат Лаборатории научного кино в Tелеграм: t.me/sciencedoclab4at
Сайт режиссера Юлии Киселевой: http://kiselevadoc.ru/