СТАТЬИ
Журнал.Гранты
calendar15.07.2022
Поделиться:

«Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина» завершает цикл выставок собраний российских меценатов

В Санкт-Петербурге в Манеже Малого Эрмитажа проходит масштабная выставка «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина», на которой представлено более 150 картин из собрания знаменитого мецената, коллекционера французского модернизма Сергея Щукина. Выставка не только демонстрирует саму коллекцию, но и рассказывает о знаменитом доме Щукиных в Знаменском переулке в Москве: развеска картин максимально приближена к плану авторской развески в доме Щукина, запечатленной в 1914 году фотографом Павлом Орловым. Эти уникальные фотоматериалы легли в основу выставочного пространства в Манеже Малого Эрмитажа. Портал «Культура. Гранты России» задал несколько вопросов кураторам выставки и сотрудникам отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Ольге Леонтьевой и Михаилу Дединкину.

Почему выставка проходит именно сейчас?

Ольга Леонтьева: Выставка подготовлена двумя показами коллекции Сергея Щукина: в 2016 году в парижском Фонде "Луи Виттон" и в 2019 году в Пушкинском музее. Эрмитажный показ завершает цикл выставок, посвященных выдающимся коллекционерам, Сергею Щукину и братьям Морозовым, проходившим в Париже, Москве и Петербурге.

Перекрестные выставки недавно открылись в двух главных городах России — "Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина" в Эрмитаже и "Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых" в Пушкинском музее. Этим наши музеи подводят итог многолетнего исследования деятельности коллекционеров и их вклада в русскую культуру.

Михаил Дединкин: Эрмитажная выставка кардинально отличается от предыдущих. Собрание впервые представлено с такой полнотой. Кроме того в Эрмитаже предпринята беспрецедентная попытка воссоздания щукинской экспозиции. "Гогеновский иконостас", "Комната Пикассо", ансамбль "Розовой гостиной" с картинами Анри Матисса, "Музыкальный салон" с произведениями импрессионистов, "Кабинет Сезанна" — все залы воспроизводят оригинальную развеску, и даже размеры помещений приближены к щукинским.

Какова роль меценатов и коллекционеров в истории отечественного искусства? В частности, роль Сергея Щукина?

Михаил Дединкин: На протяжении первых лет российского собирательства роль патрона в искусстве выполняло государство. Но уже с конца XVIII века появились коллекции, принадлежащие преимущественно аристократам, а с середины XIX века фундаментальные собрания создавались крупнейшими предпринимателями.

Данный материал доступен только для зарегистрированных пользователей
Войдите в аккаунт или зарегистрируйтесь, чтобы получить полный доступ
Информация

Если у Вас нет личного кабинета, Вы можете зарегистрировать его себе как пользователь, или как грантодатель.

Наверх